МБУ ДО "Майминская детская школа искусств"

Меню сайта
_
...
_
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

статья3

Сафронова О.

Научный руководитель

– канд. филос. наук Т.Э. Доценко

Алтайская государственная

академия образования им. В.М. Шукшина

 

Опыт развития творческих способностей учащихся
Майминской детской школы искусств

 

Статья опубликована в сборнике материалов XV Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов, учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 2013г.).

 

Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе. Тем более все это актуально для работы школ, непосредственно связанных с развитием творческих способностей. В статье мы поделимся опытом развития таких способностей на примере обучения в классе специального фортепиано в Майминской детской школе искусств.

Поскольку критерием успешности педагогической работы в музыкальной школе остается качественное выступление ученика на экзамене с последующим участием в конкурсе или поступлением в среднее специальное учебное заведение, то все силы педагога уходят на выучивание необходимого количества сочинений для показа. Иногда это выучивание достигается весьма дорогой ценой как для педагога, так и для ученика.

  • создать максимально благоприятные условия для раскрытия внутреннего потенциала ребенка и творческого развития его способностей, в образовательную программу Майминской детской школы искусств были внесены изменения.

Дифференцированный подход позволил разделить учащихся музыкального отделения на три группы:

«А» - учащиеся с хорошими музыкальными данными;

«Б» - учащиеся со средними музыкальными данными;

«С» - учащиеся со слабыми музыкальными данными.

Процесс обучения стал дифференцированным, что позволило активно использовать различные формы, методы обучения и организации учебной деятельности на основе результатов личностно-ориентированной диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей детей.

Основная задача такой деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Также в программу был введен предмет по выбору «Сочинение и импровизация». Его роль и значение трудно оценить, с одной стороны, занятия по предмету дополняют и расширяют теоретические знания, полученные на уроках «Сольфеджио» и «Музыкальная литература», с другой – развиваются практические умения.

Самое важное то, что эти занятия способствуют осознанию полученных знаний, умений и навыков, самостоятельному выбору учащимися в исполнительской и сочинительской практике выразительных средств, развитию творческого начала.

Предмет «Сочинение и импровизация» способствует восстановлению потерянных связей между теоретическими знаниями и практическими навыками их использования, между заданными жанровыми и стилистическими рамками исполнения и свободой самовыражения.

Так, певческая импровизация – одно из самых любимых занятий младших школьников. В импровизациях ребенок раскрепощается, выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Занятия вокальной импровизацией не только творчески активизируют ребенка, но и сказывается на развитии вокально-слуховых способностей.

Одна из форм импровизации – сочинение мелодий на тексты. В ее основе должны лежать содержание текста и его эмоциональный настрой и целесообразнее выбирать из тех стихотворений, которые дети изучают на предметах чтения и языка.

Успех импровизации во многом зависит от учителя, его исполнительских возможностей, педагогического мастерства, умения создать единую эмоциональную настроенность урока, связать импровизацию с его темой, со всем материалом, который составляет содержание урока.

Импровизация должна быть связана с композицией, причем с первого года обучения.

Так на уроках специального фортепиано учащиеся первого класса с большим удовольствием сочиняли мелодии для альбома «Музыкальные зверюшки», который предназначен к исполнению детьми подготовительного класса. Юные композиторы, как они себя называют, всегда стремятся к результату – созданию записанного произведения. Временное неумение учащихся младших классов записать и грамотно оформить свое произведение никогда не должно быть препятствием к осуществлению их мечты. В этом им помогают преподаватели.

Также в нашей школе совместно с центральной детской библиотекой был реализован проект «В начале всё же музыка была», в котором дети сочиняли песни на слова местных авторов. Был выпущен одноименный сборник, в оформлении которого использовались рисунки учащихся художественного отделения школы.

Говоря о результатах детского творчества, надо иметь в виду и то, что исполнение детьми своих сочинений часто вызывает у них разочарование, так как воплощение замысла оказывается гораздо беднее того звучания, которое было у них внутри. Поэтому песни проекта «В начале все же музыка была» аранжированы профессиональными музыкантами, и исполнялись как авторами, так и вокалистами хорового отделения.

Непонимание природы и условий детского творчества, непременное желание педагога обязательно получить результат могут привести к травмированию детской психики из-за нарушения естественности и свободы творческого процесса. Прежде всего, надо понять, что процесс вхождения в искусство не может носить принудительный характер. Необходима та естественность процесса, когда педагог проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искусства.

Для этого надо быть уверенным в правильности выбора цели развития личности, его дарований, индивидуальности, творческой фантазии. Быть уверенным в музыке, которая выбирается для детей и которая искренне прочувствована самим педагогом; быть уверенным в методах и приемах, которые могут заинтересовать ребят; и конечно, быть уверенным в том, что каждый ребенок – художник, и обязательно талантливый.

Приемы и способы работы с детьми в нашей школе соответствуют возрастным и индивидуально-психологическим особенностям младших школьников. И, благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями по сочинению и импровизации, развиваются творческие способности.

Таким образом, введенный в учебную программу Майминской детской школы искусств предмет «Сочинение и импровизация», стал результатом поиска новых методов обучения, максимально способствующих раскрепощению творческих сил учащихся младших классов специального фортепиано.