МБУ ДО "Майминская детская школа искусств"

Меню сайта
_
...
_
Календарь
«  Декабрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статьи

Хохолкова С.В. - преподаватель художественного отделения

Влияние изотерапии на ребенка с недоразвитием интеллекта.

В настоящее время при осуществлении коррекционно-развивающей работы с детьми особый интерес представляет достаточно новый метод – арттерапия. Проводимые исследования подтверждают эффективность воздействия искусства на ребенка с особыми потребностями в процессе воспитания и обучения. Психолого-педагогическая наука рассматривает арттерапию как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на ребенка. Однако в данной статье мы остановимся подробнее на влиянии изобразительных средств на развитие младшего школьника с недоразвитием интеллекта.

Правильное планирование коррекционно-воспитательной работы по изобразительному искусству возможно в том случае, когда учитель знает особенности конкретного ученика и имеет представление о его готовности к обучению. Поэтому одной из первых задач пропедевтики рисования является изучение характерных особенностей каждого ученика. В процессе занятий рисованием учитель имеет возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.

Занятия рисованием позволяют определить состояние моторики ученика, его ведущую руку, степень координированности выполняемых действий и их качество. (3)В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для выявления способности различать форму, величину, цвет и пространственные соотношения зрительно воспринимаемых объектов.

На уроках рисования учащиеся подробно рассматривают и изучают особенности реальных предметов, осмысливают их строение, форму, цвет и другие свойства, выполняют разнообразные мыслительные операции.

Графические задания позволяют установить, насколько самостоятельно ученик дифференцирует геометрические фигуры разной формы, находит фигуры одинаковой формы, но разной величины и окраски, соотносит объект изображения с той или иной геометрической формой (тарелка - круг, салфетка - квадрат и т.д.). (1)

На занятиях проверяется, может ли ученик, пользуясь одной устной инструкцией (без показа и образца) нарисовать предметы разной величины, способен ли он сравнить по величине 2-3 предмета и передать величинные соотношения в рисунке. Проверяется также способность ребёнка различать и называть основные цвета, осуществлять подбор предметов по цвету, соответствует ли окраска изображённых предметов их реальному цвету и соблюдается ли цветовая последовательность в рисунках декоративного характера.

Изобразительная деятельность создаёт благоприятные условия для специфических особенностей школьников с интеллектуальным недоразвитием в плане ориентировки в пространстве и умения располагать объекты на плоскости листа бумаги. (3)

Первая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности зрительных представлений о цвете.

задание. "Узнавание и называние цветового спектра".

Цель: определение знаний цветов спектра.

Материал: карточки соответствующие цветам спектра.

Инструкция: Скажи, какого цвета эта карточка?

задание. "Дифференциация предметов по цвету".

Цель: определить умение детей выявлять цвет как типичный признак.

Материал: предметные картинки. Карточки синего, красного, жёлтого, зелёного цвета.

Инструкция: Показ карточки определённого цвета - подбери карточки такого же цвета.

задание. "Составление цветоряда".

Цель: определить характер узнавания и отражения насыщенных цветов.

Материал: Лента различной цветовой насыщенности, карточки соответствующие цвету ленты.

Инструкция: составь такую же ленту.

Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки:

  • понимание инструкции;
  • знание цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый);
  • установление цвета как типичного признака реального предмета;
  • определение насыщенности цвета (светлый, темный);
  • УровниХарактеристика уровней сформированности представлений о цвете0 уровень (очень низкий) Отказ от выполнения заданийНе приступает к выполнению задания по ряду причин: не понял задания, плохое самочувствие, отсутствие интереса к заданию. 1 уровень (низкий) Выполнено все неправильноПутаются в назывании цветов спектра. Ошибаются в соотнесении локальных цветов с соответствующими реальными предметами. Не соотносят цвета по насыщенности. Не различают оттенки цветов. 2уровень (средний) Выполнено частично правильноНазывают адекватно цвета спектра. Правильно соотносят локальные цвета с соответствующими реальными предметами. Плохо соотносят цвета по насыщенности. Выделяют усиленный и ослабленный цветовые контрасты. Выделяют только ярко насыщенные цвета. 3Уровень (высокий) Выполнено всё правильно. Называют адекватно цвета спектра. Правильно соотносят локальные цвета с соответствующими реальными предметами. Правильно соотносят цвета по насыщенности. Различают оттенки цветов.
  • Вторая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности представлений о форме, умений дифференцировать предметы по форме.
  • Предложены 3 задания, в ходе которых определяем знание детьми основных геометрических форм и соотнесение этих форм с предметным изображением.
  • · 1 задание. Игра "Найди и покажи.

 

  • Цель: определить умение детей узнавать и называть основные геометрические формы.
  • Материал: карточки с изображением геометрических форм, набор с деревянными геометрическими фигурами (у ребёнка).
  • Инструкция: Какая геометрическая фигура изображена? Найди такую же у себя в коробочке и покажи.
  • 2 задание. "Соотнесение предметных изображений с геометрическими эталонами их форм".
  • Цель: оценка уровня сформированности перцептивных действий.
  • Материал: предметные изображения. Геометрические формы.
  • Инструкция: разложи карточки по группам в соответствии с геометрическими формами.
  • 3 задание. "Дорисовывание геометрических фигур"
  • Цель: оценка уровня мышления.
  • Материал: карточки с элементами различных геометрических форм.
  • Инструкция: Дорисуй геометрическую форму.
  • Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки:
  • понимание инструкции;
  • знание формы (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал);
  • соотнесение геометрической формы с реальным предметом;
  • графическое отражение геометрических форм.

УровниХарактеристика уровней сформированности представлений о форме0 уровень (очень низкий) Отказ от выполнения задания Отказ от выполнения задания по различным причинам. (не понял задания, плохое самочувствие, не выспался и т.д.) 1 уровень (низкий) Выполнено все неправильноНе могли выделить соотнести предметы с эталоном. Трудности в определении формы. Большие трудности дорисовываниия формы. уровень (средний) Выполнено частично правильноТрудности в дорисовывании фигур. Соотнесение с эталоном затрудненно. уровень (высокий). Выполнено все правильноПонимают инструкцию. Демонстрируют знание форм. Соотносят геометрические формы с реальными предметами. Адекватно отражают геометрические формы в рисунке.

Третья серия заданий направлена на выявление уровня сформированности умений дифференцировать предметы по величине.

Дети выполнили 2 задания. В ходе этих заданий они сравнивали предметы по величине, выстраивали предметный ряд от самого большого до самого маленького.

задание. Сравнение предметов по величине.

Цель: определить умение детей находить большой и маленький предмет на глаз, сравнение больше - меньше, одинаковой величины.

Материал: предметы разной величины.

Инструкция: посмотри и скажи - какой предмет больше, меньше или они одинаковые по величине.

задание. Выстраивание предметного ряда по величине.

Цель: оценка уровня сформированности знаний величин.

Материал: предметы различной величины.

Инструкция: У меня на столе кто-то навёл беспорядок, разбросал все предметы. Помоги мне поставить их по величине от самого большого к самому маленькому.

Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки:

понимание инструкции.

величина как сравнительный признак предметов.

определение величины предмета.

Таким образом, налицо качественное своеобразие развития представлений о цвете, форме и величине. Следовательно, детям с интеллектуальной недостаточностью необходимы особые условия в организации коррекционно-развивающих занятий. Наиболее эффективным средством проведения коррекционной работы по развитию восприятия, представлений и отражения цвета, формы, величины считаем использование рисования.

Разработанные нами в проектной части методические рекомендации включают в себя дидактические игры, направленные на развитие представлений о геометрических формах, цвете, величине, а также умения изображать эти предметы.

Таким образом, выяснено, что строя занятия по развитию восприятия и отражения формы в рисунках необходимо учитывать психологические особенности детей данной группы, а именно: пассивность восприятия, узость и неустойчивость внимания, бедность словаря, неполноценность чувственного опыта, вызванная интеллектуальным недоразвитием и т.д., а также и другие индивидуальные особенности.

Основными задачами являются:

·Знакомство детей с основными формами, цветами, величинами предметов.

·Обучение различению форм, цветов, величины предметов.

·Выделению нужной формы, цвета, величины из множества других.

·Формирование умений называть основные формы, цвета, величину предметов.

·Анализировать форму, цвет, величину предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

·Подбор и передача в рисунке формы реально существующих предметов действительности.

·Формирование интереса к работе с формами и цветом.

  • до коррекции.

 

Рисунки после коррекции.

 

 

Литература

1. Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной школе. - М., Издательство АПН РСФСР.

. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. - М., 1993.

. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. Уч. Пособие для дефектологического факультета педагогического института. - М., "Просвещение, 1982.

. Певзнер М.С. Дети олигофрены. - М., Изд-во АПН РСФСР.

. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., Изд-во АПН, 1962.

. Трофимова М.В., Таробарина Т.И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997.

. Войлокова Е.Ф. "Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью" С-ПБ, 2005.

. Виноградова А. Д." Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка", М, Просвещение, 1985.

. Метиева Л.А. Удалова Э.Я. "Развитие сенсорной сферы детей", Просвещение, 2009.